ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ И ТРЕБОВАНИЯ

Федеральные государственные образовательные стандарты

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) – это совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:
  • единство образовательного пространства Российской Федерации;
  • преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.

Каждый стандарт включает 3 вида требований:

  1. требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
  2. требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
  3. требования к результатам освоения основных образовательных программ.

Внедрение ФГОС НОО и ФГОС ООО с 01.09.2022 г

Министерством просвещения утверждены новые федеральные государственные образовательные стандарты (далее – ФГОС) начального общего и основного общего образования (далее – НОО и ООО соответственно). Обновлённая редакция ФГОС сохраняет принципы вариативности в формировании школами основных образовательных программ начального общего и основного общего образования, а также учёта интересов и возможностей как образовательных организаций, так и их учеников. Именно с 1 сентября 2022 года начнут действовать ФГОС в каждой школе, а обучающиеся, которые будут приняты на обучение в первые и пятые классы в 2022 году, будут учиться уже по обновленным ФГОС. Для несовершеннолетних обучающихся, зачисленных на обучение до вступления в силу настоящих приказов, возможно обучение по новым ФГОС с согласия их родителей (законных представителей).

В обновлённых ФГОС сформулированы максимально конкретные требования к предметам всей школьной программы соответствующего уровня, позволяющие ответить на вопросы: что конкретно школьник будет знать, чем овладеет и что освоит. Обновлённые ФГОС также обеспечивают личностное развитие учащихся, включая гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое воспитание.

Обновлённые ФГОС описывают систему требований к условиям реализации общеобразовательных программ, соблюдение которых обеспечивает равенство возможностей получения качественного образования для всех детей независимо  от места жительства и дохода семьи. Благодаря обновлённым стандартам школьники получат больше возможностей для того, чтобы заниматься наукой, проводить исследования, используя передовое оборудование.

                                                                                             Новшества ФГОС НОО

— Нельзя применять для обучения детей с ОВЗ и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
— Устанавливает требования к достижению ключевых понятий личностных результатов, например, осознание, готовность, ориентация, восприимчивость, установка.
— Закрепляет требования к предметным результатам на основе документов стратегического планирования по оценке качества – ВПР, НИКО, МСИ.
— Срок освоения программы можно сократить при обучении на ИУП.
— Можно делить школьников на группы в зависимости от здоровья, пола, общественных интересов – дифференциация обучения.
— Структура рабочих программ предметов и курсов внеурочной деятельности схожие. В рабочей программе предусматривают: содержание предмета, курса; планируемые результаты; тематическое планирование с указанием количества
академических часов на освоение каждой темы учебного предмета, учебного курса.
— В рабочих программах по курсам внеурочной деятельности предусматривают, что в содержании педагоги указывают форму проведения занятий.
— Во всех разделах рабочих программ по предметам и курсам учитывают программу воспитания, а не только в тематическом планировании, как в старом ФГОС.
— В учебном плане – предметы, курсы, модули.
— Общий объем аудиторной работы за четыре учебных года не может составлять менее 2954 академических часов и более 3190 академических часов.
— Объем внеурочной деятельности до 1320 академических часов за четыре года обучения

                                                           Новшества ФГОС ООО
— Математику, информатику, физику, химию, биологию теперь можно изучать на базовом и углубленном уровнях.
— Срок освоения программы для детей с ОВЗ, которые обучаются по адаптированным программам, можно увеличить до 6 лет.
— Срок освоения программы можно сократить при обучении на ИУП.
— В предметной области «Математика и информатика» остались только математика и информатика. А в рамках математики надо предусмотреть учебные курсы «Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и статистика».
— «История России» и «Всеобщая история» также стали учебными курсами в рамках предмета «История».
— Рабочая программа воспитания может иметь модульную структуру.
— Структуры рабочих программ предметов и курсов внеурочной деятельности схожие.
— В рабочей программе предусматривают: содержание предмета, курса; планируемые результаты; тематическое планирование с указанием количества академических часов на освоение каждой темы учебного предмета, учебного курса.
— В рабочих программах по курсам внеурочной деятельности предусматривают, что в содержании педагоги указывают форму проведения занятий.
— В организационный раздел должна входить характеристика условий реализации программы основного общего образования, в том числе адаптированной.
— Предметная область ОДНКНР должна включать учебные курсы или модули, перечень которых школа определяет самостоятельно. Родители выбирают из этого перечня по аналогии с ОРКСЭ.
— Изучение родного и второго иностранного языка можно организовать, если для этого есть условия в школе и заявления родителей.
— Общий объем аудиторной работы обучающихся за пять учебных лет не может быть менее 5058 академических часов и более 5549 академических часов.
— Предусмотрели особенности в наборе предметов учебного плана в зависимости
от вида нарушений детей с ОВЗ. Например, для глухих и слабослышащих из учебного плана можно исключить «музыку».
— Конкретизировали образовательные результаты.

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 Об утверждении ФГОС НОО

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 Об утверждении ФГОС ООО

ПРИКАЗ на создание рабочей группы

Приказ на утверждение плана перехода на новый ФГОС

ФГОС_НОО

ФГОС_ООО

ФГОС_СОО

Приказ об утверждении ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Приказ об утверждении ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Интернет- ресурсы по ФГОС :

https://docs.edu.gov.ru   — сайт Министерства образования и науки РФ. Раздел Федеральные государственные образовательные стандарты содержит текст ФГОС и нормативные акты, регламентирующие введение ФГОС.

http://standart.edu.ru  — специализированный сайт, раскрывающий особенности ФГОС нового поколения. Он представляет нормативную базу и официальные материалы, отражающие содержание и порядок введения ФГОС начального общего образования, раскрывает ключевые понятия ФГОС.

Сайт включает научно-методические разработки, обеспечивающие реализацию основной образовательной программы и требования к результатам её освоения, рекомендации по организации введения ФГОС, дает возможность заказать методическую литературу.

В материалы сайта включены наиболее интересные публикации по проблемам содержания и внедрения ФГОС.

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?